Search
Close this search box.

Информационно-методический день

30 марта руководитель центра образования » Точка роста» Устьянцева Надежда Владимировна была участником информационно-методического дня, организованного Институтом развития образования Свердловской области. Мероприятие проводилось на территории Сысертского городского округа в МАОУ СОШ N 3 п. Двуреченск по теме: «Центры образования «Точка роста»: ресурсы развития навыков проектной и исследовательской деятельности в естественно-научном и технологическом образовании». На методическую встречу собралось 180 педагогов.
Программа ИМД была насыщенная.
На пленарном заседании были рассмотрены следующие вопросы:
«Нормативно-правовая организация проектной деятельности в системе общего образования» выступила Архипова Мария Павловна (исполняющий обязанности начальника отдела общего образования МОиМП СО). Она осветила вопросы разработки и реализации основных образовательных программ общего образования в соответствии с обновленными ФГОС, организационно-управленческие мероприятия государственного стандарта, к которым относятся:
• разработка нормативно-правовых документов и локальных актов различного уровня;
• планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий реализации обновленного ФГОС СОО;
• организация работы методических служб, ассоциаций учителей-предметников на муниципальном уровнях и уровне образовательной организации.
Мария Павловна обозначила огромную важность и необходимость освоения проектной деятельности учащимися уже с начального уровня обучения.
В своем выступлении на тему «Проектная деятельность по технологии в условиях реализации ФООП» Корчак Татьяна Андреевна (кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой профессионального образования ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования») обозначила важность и необходимость федеральных основных образовательных программ (ФООП) для составления учебно-методической документации школ каждого уровня образования – начального, основного и среднего. Были определены цели внедрения ФОП:
• Создание единого образовательного пространства по всей стране.
• Создание единого содержания образования.
• Устранение барьера для учеников при переходе из школы в школу.
Рассмотрены различные возможности школ по применению ФООП, основные различия между ФООП и ФОП,  а также освещены материалы региональной сетевой методической службы «Педсовет 66». Отдельно был рассмотрен вопрос преподавания учебного предмета «Технология» — директивная база, концепция преподавания, ФГОС ООО, примерная рабочая программа ООО, изменения в рабочей программе и различия ФГОС НОО и ФГОС ООО по предмету «Технология».
Далее выступил Зуев Петр Владимирович (доктор педагогических наук, профессор кафедры физики, технологии и методического обучения физике и технологии). Его доклад был посвящен повышению эффективности учебно-исследовательской компетенции учащихся в процессе обучения физике.
Осознавая значимость исследовательской деятельности для повышения качества обучения, Петр Владимирович задался вопросами:
• Что является достигнутым результатом?
• Как определить педагогическую эффективность?
• Что считать исполнительскими ресурсами, как их измерить и развить?
Профессор отметил, что исследовательская компетентность, как результат образования, формируется и проявляется только в деятельности, вне ситуации деятельности компетенция не реализуется. Подчеркнул важность наставничества в процессе мотивации ученика на реализацию исследования и процессе обучения его выполнения. Для приобретения реального опыта осознанной исследовательской деятельности, кроме программы «Опыт научного познания», предложил систему разнообразных исследований, а также сообщил, что проводит разработку способов оценки эффективности исследовательской деятельности учащихся, которая проводится по трем направлениям: целевому, экономическому и социальному.
Было отмечено, что для повышения эффективности учебно-научной деятельности необходимо:
• Учить формулировать диагностические цели учащихся.
• Составить конкретную метапредметную программу по формированию опыта научного познания.
• Совершенствовать и развивать методику исследовательской деятельности по содержанию, формам, методам и оборудованию.
• Разработать систему оценивания эффективности развития учебно-исследовательской деятельности учащихся для повышения ее результативности.
Закирова Ирина Линовна (исполнительный директор Свердловской областной общественной организации «Уральский клуб нового образования», член общественного совета МОиМП СО) рассказала о мероприятиях профориентационной направленности в центрах «Точка Роста» как о возможности вовлечения школьников в инженерную и технологическую сферы деятельности.
В завершении пленарной части Мероприятия с темой «Ресурсные возможности центров образования «Точка роста» — инструмент повышения качества образования» Елена Николаевна Луговая, заведующий отделом инновационного естественно-научного образования ГАОУ ДПО СО «ИРО» отметила, что главными ресурсами центров образования «Точка роста» являются люди, информация и оборудование. У центров образования «Точка роста» богатый информационный ресурс, который постоянно расширяется за счет новых информационных каналов. Технический ресурс – это современное оборудование и оснащение кабинетов центров «Точка роста». И самое главное и интересное – это, так называемый, интегральный ресурс, когда системная совокупность ресурсов вещественных, энергетических и информационных, в сочетании с материальными и трудовыми ресурсами, позволяет получить синергетический эффект.
Это всё позволяет привести к достижению главного результата – успешный ученик!

После пленарной части состоялись мастер-классы.
Метапредметная проектная деятельность:
«Необходимые компетентности учителя в процессе руководства проектной деятельностью, направленные на достижение обучающимися образовательных результатов».
Ведущий: Миниханова Софья Алексеевна, кпн, доцент кафедры естественно-научного образования ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Определили значимость, целеполагание ведения проектной деятельности, расставили акценты по вопросам: как правильно помочь обучающимся определить проект, над которым он будет работать и чего следует избегать (например популизма).
«Алгоритм работы над проектом исторического макетирования» или «СТЕМ подход в краеведении».
Ведущий: Бондарева Ольга Николаевна, учитель обществознания, технологии, первая КК, куратор проектной деятельности обучающихся МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Двуреченск.
Были определены этапы краеведческого проекта, обсудили SMART. Педагог показала участникам: как с помощью SMART методики грамотно формулировать цель проекта. Участники мастерской обсудили возможность использования краеведческого проекта как платформы для межпроектного проектирования.

Проектная деятельность по физике:
«Физика в задачах и экспериментах».
Ведущий: Шестакова Алла Викторовна, учитель физики, первая КК, МАОУ «СОШ № 6 им. П.П. Бажова», г. Сысерть.
В ходе мастер-класса с помощью экспериментального исследования участники ИМД определяли объем разнообразных предметов. Данный опыт полезен для учителей при применении экспериментов на уроках физике, а для обучающихся – это развитие творческой активности. Экспериментальное исследование поможет разнообразить учебный процесс на уроках физики, а также на других уроках и повседневной жизни.
«Методика проведения экспериментов на уроках физики».
Ведущий: Зуев Петр Владимирович, доктор педагогических наук, профессор.
В процессе  мастер-класса определили структуру проекта и как правильно формулировать каждый пункт в этой работе. Было предложено самостоятельно создать волчок с помощью картона, зубочисток, спичек, написать цели и задачи данной работы, определить какие физические показатели это демонстрируют.

Проектная деятельность по химии:
«Организация проектно-исследовательской работы обучающихся в рамках внеурочной деятельности по химии с использованием оборудования лаборатории по химии ЦО «Точка роста».
Ведущий: Прилипухова Галина Михайловна, учитель химии, ВВК, МАОУ “Средняя общеобразовательная школа № 6 им. П.П. Бажова” г. Сысерть.
На этом мероприятии педагоги имели возможность провести исследования свойств различных моющих средств (определение уровня PH, электропроводности, моющей способности в жесткой воде, содержания сульфат-ионов, фосфат-ионов, содержания глицерина, воздействие моющих средств на белок) с использованием оборудования центра «Точка роста»
«Организация экспериментальной деятельности обучающихся с использование цифровых лабораторий ЦО «Точка роста» на уроках химии в 10 классе».
Ведущий: Шаймарданова Лилиана Альбертовна, учитель химии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Двуреченск, первая КК.
С помощью оборудования центра «Точка роста» были проведены исследования на электропроводность, обнаружение глюкозы в мандариновом и яблочном соке, также проводили реакции с нашатырным спиртом и белком.  Дополнительно несколько опытов из имеющихся материалов и оборудования увлеченно провела преподаватель химии Хохлова Анна Александровна, СОШ N7 с.Патруши.
Проектная деятельность по биологии:
«Методика проведения экспериментов по физиологии растений с применением микроскопа Levenguk Rainbow в урочной и внеурочной проектной деятельности»
Ведущие: Банных Ирина Александровна, учитель биологии, ВКК. МАОУ «СОШ № 3» п. Двуреченск, Долженко Нафиса Хужиновна, учитель биологии, ВКК, МАОУ «СОШ» № 6 им. П.П. Бажова» г. Сысерть
С помощью видеокамеры микроскопа в режиме реального времени рассмотрели процессы плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука. Научились использовать микроскоп центра «Точка роста» Levenguk Rainbow. Закрепили умения работать с микроскопом. Рассмотрели такие понятия: осмос, диффузия, активный транспорт.

Проектная деятельность по технологии:
«3-Dмоделирование, как метод развития инновационного мышления школьника»
Ведущий: Гоменюк Станислав Евгеньевич, учитель технологии, МБОУ СОШ № 25, г. Екатеринбург.
Участники научились с помощью программы «Компас 3D» моделировать и создавать фигуру 3D. Благодаря программе расширяются возможности для развития инновационного мышления обучающихся. Изучили такие понятия как: полигональное моделирование, скульптинг, сплайновое моделирование и пр.
«Управление и манипуляции роботом на базе конструктора VEX IQ».
Ведущие: Левенских Юлия Сергеевна, учитель технологи  МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Двуреченск, Чуркина Наталья Андреевна, учитель технологии, СЗД,  МАОУ “Средняя общеобразовательная школа № 6 им. П.П. Бажова” г. Сысерть.
Был продемонстрирован собранный из конструктора VEX IQ  робот. Каждый желающий участник мог поуправлять этим запрограммированным изделием. Ведущие рассказали о заинтересованности школьников такими конструкторами, а также отметили нюансы, связанные со сборкой и управлением роботов из конструктора данной модели.
«Преподавание основ программирования Arduino при помощи бесплатного онлайн-сервиса робототехники Tinkercad».
Ведущий: Никитин Юрий Моисеевич, ДОО «Лоцман», Екатеринбург, педагог дополнительного образования,  ВКК
Участники этой мастерской познакомились с веб-приложением для 3D-дизайна, электроники и кодирования «Tinkercad»
Еще одну робототехническую мастерскую посетили участники, темой которой была: «Пример успешной разработки и реализации уникального проекта по прикладной образовательной робототехнике».
Ведущий: Соломеин Егор Александрович, руководитель НТО общественной организации Уральского клуба нового образования.

Информационно-методический день получился интересным и полезным. Большая Благодарность организаторам, докладчикам ИМД и  ведущим  секций!

Дата обновления страницы: 10.04.2023

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122